00:10 об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 6787 об отказе в постановке на жилищный учет |
https://sudact.ru/regular/doc/oS2h16PT9DdQ/ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Грозненский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи ФИО2, при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя заявителя Крехова Д.И., а также представителя командира и председателя жилищной комиссии войсковой части 6787 ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 6787 старшего прапорщика ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части 6787, связанных с отказом в постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил: - признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 6784 об отказе в постановке на жилищный учет, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 18; - обязать командира и жилищную комиссию войсковой части 6784 отменить указанное решение и повторно рассмотреть вопрос о постановке его на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и о причинах неявки не сообщил, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заявителя ФИО6 в судебном заседании все вышеуказанные требования поддержал и просил суд их удовлетворить. В обоснование представитель заявителя указал, что оспариваемое решение жилищной комиссии является необоснованным и незаконным, поскольку распоряжение Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 4/22-4186, которым руководствовался указанный коллегиальный орган и командир воинской части отказывая заявителю в постановке на жилищный учет, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, ФИО6 утверждал, что наличие у заявителя в собственности дома, признанного в установленном порядке негодным к проживанию, а также земельного участка под ним, не может служить основанием для отказа в принятии ФИО1 на жилищный учет. Представитель командира и председателя жилищной комиссии воинской части 6787 Азизов требования заявителя и его представителя не признал и просил суд отказать в удовлетворении заявления. При этом Азизов пояснил, что оспариваемое решение принято в соответствии с распоряжением Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 4/22-4186, согласно которому военнослужащие, не стоявшие на жилищном учете до ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты на указанный учет по новому месту военной службы. Кроме того представитель должностных лиц пояснил, что заявитель является собственником земельного участка общей площадью 2560 кв.м. и расположенным на нем непригодным для проживания жилым помещением, общей площадью 46,8 кв.м. по адресу: <адрес>. Принимая решение Каких-либо иных обстоятельств, препятствующих постановке ФИО1 на жилищный учет, не имеется. Выслушав мнение представителя должностных лиц, а также исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам. Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 6787 от ДД.ММ.ГГГГ № и копии контракта, ФИО1 с 20 марта того же года зачислен в списки личного состава войсковой части 6787, где и проходит военную службу по контракту по настоящее время, что также подтверждается копией справки командира войсковой части 6787 от ДД.ММ.ГГГГ № 556. Исследованием копий послужного списка из личного дела заявителя и справки командира войсковой части 6787 от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что ФИО1 заключил первый контракт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ и его выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляла в календарном исчислении более 19 лет, а в льготном – более 29 лет. Согласно рапорту от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в указанный день обратился в жилищную комиссию войсковой части 6787 с просьбой о постановке его на учёт военнослужащих войсковой части 6787, нуждающихся в получении жилья в <адрес>, исходя из состава семьи – два человека. Как следует из исследованной в судебном заседании копии распоряжения Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 4/22-4186, постановка военнослужащего на жилищный учет осуществляется в случае представления им в жилищную комиссию выписок из протоколов заседания жилищных комиссий о постановке на учет за период до ДД.ММ.ГГГГ Из содержания оспариваемого решения жилищной комиссии, отраженного в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № 18, усматривается, что ФИО1 отказано в постановке на учет военнослужащих войсковой части 6787, нуждающихся в получении жилья, со ссылкой на п.п.2 п.1 ст.54Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и распоряжение Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 4/22-4186. При этом в названном протоколе указывается, что заявитель ранее на жилищном учете не состоял и жильем не обеспечивался, а первый контракт о прохождении военной службы заключил ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в суде установлено и не оспаривается сторонами, что ФИО1 отказано в постановке на жилищный учет по двум основаниям, а именно: - отсутствием выписок из протоколов заседания жилищных комиссий о постановке на учет за период до ДД.ММ.ГГГГ, представление которых предусмотрено распоряжением Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 4/22-4186; - в связи с наличием у него в собственности земельного участка и расположенного на нем дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания. Давая оценку указанным основаниям отказа заявителю в постановке на жилищный учет, суд исходит из следующего. Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьёй 39 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставление им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. При этом военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Частью 3 ст.49 ЖК РФ предусмотрен специальный порядок предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан, к которым также относятся и военнослужащие. При этом согласно ч.4 названной статьи ЖК РФ, указанной категории граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих внутренних войск МВД России определен в утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № Инструкции, п.3 которой предусмотрено, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации. При этом п.22 названной Инструкции определено, что военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей. Таким образом, принятие на учет заявителя в качестве нуждающегося в жилье является функцией жилищной комиссии воинской части, поскольку Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, наделенным государственными полномочиями на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями вне зависимости от периода их обращения с заявлением о принятии на учет. Согласно ст.51 ЖК РФ, обладающей высшей юридической силой, нежели распоряжение Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 4/22-4186, определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В частности, таковыми признаются не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Каких-либо иных условий данная статья закона не предусматривает. При таких обстоятельствах требование жилищной комиссии воинской части, со ссылкой на распоряжение Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № 4/22-4186, выписок из протоколов заседания жилищных комиссий о постановке на учет за период до ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для отказа в постановке ФИО1 на жилищный учет и признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку данное требование названного коллегиального органа не основано на законе. Давая оценку доводу представителя должностных лиц о наличие у ФИО1 в собственности земельного участка и расположенного на нем непригодного для проживания дома, что также послужило основанием для отказа заявителю в постановке его на жилищный учет, суд исходит из следующего. В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в настоящем Положении требованиям. Следовательно, принятие решения о пригодности или непригодности жилого помещения для постоянного проживания отнесено законодателем к исключительной компетенции межведомственной комиссии. В судебном заседании исследованием копии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № 04/073/2013-477, а также копий свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес> и серия <адрес> установлено, что в собственности ФИО1 находится жилой дом общей площадью 46,8 кв. м. и земельный участок общей площадью 2560 кв.м. (назначение – земли поселений) по адресу: <адрес>. При этом из названных документов видно, что основанием регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости являются свидетельства о праве на наследство по закону. Вместе с тем, из копии сообщения заместителя главы администрации Касимовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что дом по адресу: <адрес> межведомственной комиссией Касимовского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для проживания. Данное обстоятельство также подтверждается копиями заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и акта обследования помещения от того же числа, согласно которому износ дома составляет 71 процент. Таким образом, в судебном заседании установлено и это не оспаривается сторонами, что принадлежащий на праве собственности ФИО1 дом межведомственной комиссией Касимовского муниципального района в установленном порядке признан непригодным для проживания. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что наличие у заявителя в собственности частного дома, полученного в порядке наследования по закону и признанного в установленном порядке непригодным для проживания, не может служить основанием для отказа в постановке его на жилищный учет. Что же касается наличия у заявителя в собственности земельного участка общей площадью 2560 кв.м., право на который зарегистрировано уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ в порядке наследования по закону, то данное обстоятельство также не может препятствовать постановке заявителя на учет военнослужащих войсковой части 6787, нуждающихся в получении жилых помещений, поскольку согласно ст. 51 ЖК РФ наличие земельного участка в собственности не являлось и не является до настоящего времени препятствием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом ссылка представителя должностных лиц на положения п.5 ч.1 ст.56 ЖК РФ, согласно которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, является несостоятельной, поскольку земельный участок, находящийся в собственности у ФИО1, как это установлено в судебном заседании, таковым не является и в установленном порядке указанными органами ему не предоставлялся. С учетом вышеизложенных обстоятельств, обжалуемое решение жилищной комиссии воинской части об отказе ФИО1 в постановке на учет военнослужащих войсковой части 6787, нуждающихся в получении жилья, суд признает незаконным и подлежащим отмене. Вместе с тем, принимая во внимание, что решение жилищной комиссии утверждается командиром воинской части, суд полагает необходимым возложить на командира воинской части 6784 обязанность отменить решение названного коллегиального органа, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 14. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд, Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 6787 об отказе ФИО1 в постановке на жилищный учет, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 18. Обязать командира войсковой части 6787 отменить решение жилищной комиссии войсковой части 6787 об отказе ФИО1 в постановке на жилищный учет, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № 18. Обязать жилищную комиссию войсковой части 6787 установленным порядком повторно рассмотреть вопрос о постановке ФИО1 на жилищный учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Грозненский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий С.Ф. Ярош |
|
Всего комментариев: 0 | |