Увольнение военнослужащего, отказавшегося от выделенного ему ГЖС, признано незаконным. Определение Вк ВС РФ от 27 марта 2008 года № бн-351/07 по заявлению Д. (извлечение) Д., имеющий общую продолжительность военной службы более 10 лет, с мая 1996 года состоял в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 29июля 2005 года он подал рапорт об увольнении с военной службы, в связи с организационно – штатными мероприятиями, в котором просил включить его и членов семьи в состав участников подпрограммы <Государственные жилищные сертификаты> c целью приобретения жилья в Москвоской области. 28 августа 2006 года Д. узнал, что на его имя оформлен государственный жилищный сертификат, в котором расчет, приметающийся суммы на приобретения жилья произведён из расчёта стоимости одного квадратного метра в размере 14 900 рублей. Не согласившись с указанной суммой, 2 октября Д. отказался от его получения и обратился в ЖК части с просьбой исключить его из списков участников подпрограммы ГЖС, оставив в списке очередников, нуждающихся в УЖУ, до обеспечения ЖП по прежнему месту службы - в городе Северодвинске. 5 октября жилищной комиссией его ходатайство удовлетворено. Однако 20 ноября 2006 года командующий Северным флотом уволил Д. в запас на основании пп. "а” п.2 ст.51 ФЗ от 28 марта 1998 года №53 – ФЗ "О воинской обязанности и военной службе” – в связи с ОШМ, а приказом КЧ от16 января 2007 года он исключен из списка личного состава. Полагая данные действия воинских должностных лиц незаконными, Д. обратился в Северодвинский гарнизонный военный суд, который удовлетворил его требования и обязал: - командующего Северным флотом издать приказ об увольнении с военной службы, а командира воинской части исключить Д. из списка личного после обеспечения его и членов семьи жильем по месту службы; - командира части обеспечить Д. положенными видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Северный флотский военный суд отменил упомянутое решение и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынес новое, которым в удовлетворении требований Д. отказал. Президиум Северного флотского военного суда в удовлетворение надзорной жалобы заявителя отказал. Военная коллегия отменила кассационное определение президиума Северного флотского военного суда по следующим основаниям. Принимая по делу новое решение (об отказе в удовлетворении требований заявителя), суд кассационной инстанции указал в определении, что командование воинской части, представив Д. жилищный сертификат, выполнило перед ним обязательство по обеспечению жильем. С учетом этого, а также приняв во внимание то обстоятельство, что из списка лиц, нуждающихся в УЖУ, по месту военной службы Д. не исключался, флотский военный суд и его президиум сделали вывод об отсутствии оснований для дальнейшего нахождения заявителя на военной службе. Однако с данными выводами согласиться нельзя. Согласно п.14 ст.15 ФЗ «О статусе…» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с ОШМ и членов их семей при перемене места жительства осуществляется органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение ЖП , в том числе путем выдачи ГЖС в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ. На основании данной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы … Пунктом 1 указанного постановления , а также пунктами 2,6 и 47 Правил определено, что предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется ГЖС, является финансовой поддержкой государства в целях приобретения ЖП. Участие в подпрограмме является добровольным, а неприобретение в установленные Правилами сроки жилья с использованием субсидии не лишает гражданина права на УЖУ, в том числе на получение жилья на условиях социального найма. Из материалов дела усматривается, что Д. 2 октября 2006 года отказался от получения ГЖС и просил не увольнять его в запас до предоставления жилья по месту в г. Северодвинске. Т.о., неполучение Д. ГЖС, даже и посредством отказа от него, свидетельствует о необеспеченности его ЖП по месту военной службы. Данное обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешения дела. Учитывая положение части1 ст.23 ФЗ «О статусе…» о невозможности увольнения с военной службы в связи с ОШМ военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, нуждающихся в УЖУ, без предоставления им ЖП и без их согласия, следует признать, что приказы командующего Северным флотом и командира войсковой части, касающиеся увольнения Д. и исключения его из списков личного состава воинской части, противоречат положениям статей 15 и 23 ФЗ»О статусе…». Утверждение же судов кассационной и надзорной инстанций о выполнением своих обязанностей по обеспечению заявителя жильем путем предоставления ему ГЖС является ошибочным, поскольку ему сертификат выдан не был. К тому же из дела видно, что Д. отказался от получения сертификата вынужденно, посчитав невозможным приобрести ЖП, исходя из установленного размера стоимости квадратного метра общей площади при расчете субсидии. С учетом изложенного выводы флотского военного суда и его президиума о том, что заявитель правомерно уволен в запас, нельзя признать правильными. В то же время решение суда первой инстанции, указавшего о том, что он подлежит восстановлению на военной службе до обеспечения ЖП по месту военной службы, является обоснованным. |