О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ В СОБСТВЕННОСТЬ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ
Петров О. Ю., кандидат юридических наук, "Право в Вооруженных Силах", 2013, N 11, Текст документа
Проведен анализ форм реализации военнослужащими права на жилище, в том числе получение его в собственность, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Ключевые слова: военнослужащий, право на жилье, формы реализации права.
Статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" формы реализации военнослужащими права на жилище, в том числе получение его в собственность, обусловлены отнесением их к одной из трех категорий. 1. Военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования). 2. Военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые служебными жилыми помещениями. 3. Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ. Так, к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: 1) лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; 2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.; 3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; 4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы; 5) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание; 6) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; 7) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание; 8) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание. Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является: 1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более; 2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более: а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе; в) в связи с организационно-штатными мероприятиями; г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; 3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; 4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе. Участник накопительно-ипотечной системы имеет право использовать денежные средства, в том числе в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях, после возникновения права на использование этих средств. На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абз. 12 п. 1, п. п. 13 и 14 ст. 15, а также абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <1>. Преимущество накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих заключается в том, что при решении вопроса о предоставлении военнослужащему денежных средств не учитывается наличие у военнослужащего иного жилья, кроме служебного по месту прохождения военной службы. Также как преимущество следует отметить ситуацию, когда военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, например, являются оба супруга и каждый из них вправе получить денежные средства на приобретение жилых помещений. При этом военнослужащий в итоге получает жилье в собственность и право распоряжаться им по-своему усмотрению. -------------------------------- <1> Пункт 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Рассматривая же вопросы обеспечения жильем военнослужащих, которые не относятся к участникам накопительно-ипотечной системы, обратим внимание на то, что государство гарантирует таким военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <2>. -------------------------------- <2> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Как уже указывалось, Законом в отдельную категорию выделены военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые служебными жилыми помещениями. К ним относятся: - военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей; - офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей <3>; -------------------------------- <3> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей <4>. -------------------------------- <4> Там же.
Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации <5>. Военнослужащие-граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации <6>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно". <6> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Федеральным органом исполнительной власти (Министерством обороны Российской Федерации) разработан и утвержден Порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850, далее - Порядок). Порядок разработан в соответствии с п. 4 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, и определяет порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства (далее - жилые помещения) <7>. -------------------------------- <7> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850.
Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 <8>. -------------------------------- <8> Пункт 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: - жилого помещения в собственность бесплатно; - жилого помещения по договору социального найма; - единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. При предоставлении в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" гражданам, указанным в абз. 1 п. 2.1 ст. 15, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <9>. -------------------------------- <9> Пункт 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При предоставлении, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", гражданам, указанным в абз. 1 п. 2.1 ст. 15, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (которое в дальнейшем будет находиться в собственности военнослужащего. - Прим. автора) размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 названного Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации <10>. -------------------------------- <10> Там же.
Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и принятые на учет до 1 января 2005 г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей могут получить жилье в собственность в порядке приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения <11>. -------------------------------- <11> Пункт 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Следует отметить, что в настоящее время Минобороны России не урегулирован административный порядок приватизации военнослужащими занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, что вынуждает их решать этот вопрос в судебном порядке. Право на приватизацию жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, предоставляет Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Военнослужащий, занимающий жилое помещение на условиях договора социального найма, на основании указанного Закона Российской Федерации обращается с заявлением в территориальное Региональное управление жилищного обеспечения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (далее - РУЖО МО РФ), в частности, представляющее интересы ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России", о передаче занимаемого им жилого помещения в собственность. Руководитель РУЖО МО РФ отказывает военнослужащему в заявленных требованиях, обосновывая свой отказ следующим: - учреждение не является собственником жилого помещения; - учреждение не является государственным учреждением, за которым данное жилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Далее рекомендуется обратиться в суд для разрешения данного вопроса (средняя стоимость юридических услуг по приватизации жилого помещения, предоставленного военнослужащему, в Московской и Ленинградской областях в 2012 - 2013 гг. варьировалась от 15 до 27,5 тыс. руб. По продолжительности процедура занимала 5 - 8 месяцев на прохождение всех судебных инстанций. - Прим. автора). Первое обстоятельство, которое устанавливает суд: истец (военнослужащий) является нанимателем жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма. Далее суд устанавливает, что истец (военнослужащий) ранее в приватизации не участвовал и свое право на приватизацию не реализовывал. Суд устанавливает, что право военнослужащего на получение в собственность жилого помещения, в котором он проживает, гарантировано Законом Российской Федерации <12>, который закрепляет право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную и долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе и несовершеннолетних. -------------------------------- <12> Статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
При этом передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд <13>. -------------------------------- <13> Статья 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на оспариваемое жилое помещение, предоставленное военнослужащему на основании договора социального найма. Также в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России". Государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество <14>. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, что следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. -------------------------------- <14> Федеральный закон от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании изложенного суд принимает решение о прекращении записи в ЕГРП о регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" на спорное жилое помещение и признает за истцом (военнослужащим) право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации. После истечения месячного срока на обжалование вынесенного судом решения военнослужащий представляет в ЕГРП необходимый для регистрации своего права собственности комплект документов согласно утвержденному перечню. Правовая система России продолжает совершенствоваться, и рассмотренные проблемные ситуации наглядно демонстрируют, что действующие законы позволяют военнослужащему реализовать его права, даже когда законодатель несколько усложнил и сделал более продолжительным для некоторых категорий граждан Российской Федерации путь реализации своих конституционных прав. Если вас сняли с жилищного учета, отказали в постановке на жилищный учет либо иным образом нарушили Ваши жилищные права, мы восстановим Ваши права через суд. Адвокат Крехов Дмитрий Иванович. тел.89280656782 (г.Грозный, г.Моздок, г.Владикавказ, г.Пятигорск, г.Ставрополь, г.Краснодар, г.Ростов-на-Дону, КМВ, г.Махачкала, г.Нальчик, г.Элиста, г.Буденновск, г.Сочи, выезд по Южному федеральному округу и Северо-Кавказскому федеральному округу) тел.8 928 8641643. Военный юрист по жилищным вопросам.
| |||
| |||
Просмотров: 1737 | |
Всего комментариев: 0 | |