О праве военнослужащих на получение жилья в собственность

О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ В СОБСТВЕННОСТЬ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

 Петров О. Ю., кандидат юридических наук, "Право в Вооруженных Силах", 2013, N 11, Текст документа

 

Проведен анализ форм реализации военнослужащими права на жилище, в том числе получение его в собственность, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

 

Ключевые слова: военнослужащий, право на жилье, формы реализации права.

 

Статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" формы реализации военнослужащими права на жилище, в том числе получение его в собственность, обусловлены отнесением их к одной из трех категорий.

1. Военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования).

2. Военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые служебными жилыми помещениями.

3. Военнослужащие, являющиеся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ.

Так, к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие:

1) лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;

2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г.;

3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;

4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г., изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;

5) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 г. до 1 января 2008 г. и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание;

6) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;

7) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание;

8) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г., общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 г., могут стать участниками, изъявив такое желание.

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, является:

1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более;

2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более:

а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

 г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;

3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;

4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе. Участник накопительно-ипотечной системы имеет право использовать денежные средства, в том числе в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях, после возникновения права на использование этих средств. На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абз. 12 п. 1, п. п. 13 и 14 ст. 15, а также абз. 2 и 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"

<1>. Преимущество накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих заключается в том, что при решении вопроса о предоставлении военнослужащему денежных средств не учитывается наличие у военнослужащего иного жилья, кроме служебного по месту прохождения военной службы. Также как преимущество следует отметить ситуацию, когда военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, например, являются оба супруга и каждый из них вправе получить денежные средства на приобретение жилых помещений. При этом военнослужащий в итоге получает жилье в собственность и право распоряжаться им по-своему усмотрению.

 --------------------------------

 <1> Пункт 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

 

Рассматривая же вопросы обеспечения жильем военнослужащих, которые не относятся к участникам накопительно-ипотечной системы, обратим внимание на то, что государство гарантирует таким военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

 

Как уже указывалось, Законом в отдельную категорию выделены военнослужащие, на весь срок военной службы обеспечиваемые служебными жилыми помещениями. К ним относятся: - военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 г.), и совместно проживающие с ними члены их семей; - офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей <3>;

--------------------------------

<3> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

 

- прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., и совместно проживающие с ними члены их семей <4>. -------------------------------- <4> Там же.

 

Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации <5>. Военнослужащие-граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации <6>.

--------------------------------

<5> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".

<6> Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

 

Федеральным органом исполнительной власти (Министерством обороны Российской Федерации) разработан и утвержден Порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850, далее - Порядок).

Порядок разработан в соответствии с п. 4 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, и определяет порядок принятия решения о предоставлении военнослужащим, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства (далее - жилые помещения) <7>.

--------------------------------

<7> Приказ Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850.

 

Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 <8>.

 --------------------------------

<8> Пункт 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно".

 

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: - жилого помещения в собственность бесплатно; - жилого помещения по договору социального найма; - единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При предоставлении в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" гражданам, указанным в абз. 1 п. 2.1 ст. 15, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с п. п. 1 - 3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" <9>.

--------------------------------

<9> Пункт 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

 

При предоставлении, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", гражданам, указанным в абз. 1 п. 2.1 ст. 15, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (которое в дальнейшем будет находиться в собственности военнослужащего. - Прим. автора) размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с п. 4 ст. 15.1 названного Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации <10>.

--------------------------------

<10> Там же.

 

Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и принятые на учет до 1 января 2005 г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающие с ними члены их семей могут получить жилье в собственность в порядке приватизации занимаемого по договору социального найма жилого помещения <11>.

 --------------------------------

<11> Пункт 6 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

 

Следует отметить, что в настоящее время Минобороны России не урегулирован административный порядок приватизации военнослужащими занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений, что вынуждает их решать этот вопрос в судебном порядке. Право на приватизацию жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, предоставляет Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Военнослужащий, занимающий жилое помещение на условиях договора социального найма, на основании указанного Закона Российской Федерации обращается с заявлением в территориальное Региональное управление жилищного обеспечения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (далее - РУЖО МО РФ), в частности, представляющее интересы ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России", о передаче занимаемого им жилого помещения в собственность.

Руководитель РУЖО МО РФ отказывает военнослужащему в заявленных требованиях, обосновывая свой отказ следующим:

- учреждение не является собственником жилого помещения; - учреждение не является государственным учреждением, за которым данное жилое помещение закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Далее рекомендуется обратиться в суд для разрешения данного вопроса (средняя стоимость юридических услуг по приватизации жилого помещения, предоставленного военнослужащему, в Московской и Ленинградской областях в 2012 - 2013 гг. варьировалась от 15 до 27,5 тыс. руб.

По продолжительности процедура занимала 5 - 8 месяцев на прохождение всех судебных инстанций. - Прим. автора). Первое обстоятельство, которое устанавливает суд: истец (военнослужащий) является нанимателем жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма. Далее суд устанавливает, что истец (военнослужащий) ранее в приватизации не участвовал и свое право на приватизацию не реализовывал.

Суд устанавливает, что право военнослужащего на получение в собственность жилого помещения, в котором он проживает, гарантировано Законом Российской Федерации <12>, который закрепляет право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную и долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе и несовершеннолетних.

--------------------------------

<12> Статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

 

При этом передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд <13>.

-------------------------------- <13>

Статья 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

 

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на оспариваемое жилое помещение, предоставленное военнослужащему на основании договора социального найма. Также в ЕГРП зарегистрировано право оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России".

Государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество <14>. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, что следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод.

--------------------------------

<14> Федеральный закон от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

 

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. На основании изложенного суд принимает решение о прекращении записи в ЕГРП о регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России" на спорное жилое помещение и признает за истцом (военнослужащим) право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации. После истечения месячного срока на обжалование вынесенного судом решения военнослужащий представляет в ЕГРП необходимый для регистрации своего права собственности комплект документов согласно утвержденному перечню. Правовая система России продолжает совершенствоваться, и рассмотренные проблемные ситуации наглядно демонстрируют, что действующие законы позволяют военнослужащему реализовать его права, даже когда законодатель несколько усложнил и сделал более продолжительным для некоторых категорий граждан Российской Федерации путь реализации своих конституционных прав.

           Если вас сняли с жилищного учета, отказали в постановке на жилищный учет либо иным образом нарушили Ваши жилищные права, мы восстановим Ваши права через суд. Адвокат Крехов Дмитрий Иванович.   тел.89280656782  (г.Грозный, г.Моздок, г.Владикавказ, г.Пятигорск, г.Ставрополь, г.Краснодар, г.Ростов-на-Дону, КМВ, г.Махачкала, г.Нальчик, г.Элиста, г.Буденновск, г.Сочи,

выезд по Южному федеральному округу и Северо-Кавказскому федеральному округу)

 тел.8 928 8641643.  Военный юрист по жилищным вопросам. 

 

ВИДЫ ОКАЗЫВАЕМЫХ АДВОКАТСКИХ УСЛУГ: 

военный адвокат, военный юрист (Москва, Грозный, Моздок, Владикавказ, Пятигорск, Ставрополь, Краснодар, Ростов-на-Дону, КМВ, Махачкала, Нальчик, Элиста, Буденновск, Сочи, Цхинвал, Ереван, Гюмри,

выезд по Южному федеральному округу и Северо-Кавказскому федеральному округу, Армении, Абхазии),

 помощь в получении ЖИЛЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ, 

юридическая помощь по вопросам прохождения военной службы,

адвокатская защита по уголовным делам,

юридическая помощь в решении всех проблем военнослужащих,

в том числе ВОССТАНОВЛЕНИЕ на ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, УВОЛЬНЕНИЕ с военной службы,

 отмена ПЕРЕВОДОВ к новому месту службы,

 УГОЛОВНЫЕ, ГРАЖДАНСКИЕ дела, АРБИТРАЖ; оформление права собственности на недвижимость, юридическое сопровождение сделок с недвижимостью (домовладения, квартиры, земельные участки) решение проблем с жильем, ТЕЛЕФОНЫ: 8(928)065 67 82, 8(928)864 16 43, ВЫЕЗД по ЮФО, СКФО, России, возможны  консультации по интернету, телефону, Скайпу, а также помощь в подаче заявлений и исков в суд, жалоб в прокуратуру  в том числе посредством сети ИНТЕРНЕТ (skype: dmik72, e-mail: 1dima1k@mail.ru).

 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: 1zorro1 (26.10.2015)
Просмотров: 937 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]